Библия через призму лингвистики Just another WordPress site

Февраль 20, 2017

О слове «бэн» в иврите

Filed under: Uncategorized — Sergey Solodovichenko @ 7:08 пп

Понятие «сын» в Библии используется чрезвычайно широко, и в подавляющем большинстве случаев в оригинале стоит слово «бэн» (בֵּן). Однако недостаточные познания в семантике древнееврейского языка порой приводят людей к неправильным или искажённым выводам о том, что хотел сказать автор в том или ином случае. Поэтому данная заметка посвящена обзору множества смыслов, которые скрываются за словом «бэн».

В лексиконе BDB словарная статья «בֵּן» занимает две с половиной страницы, и это неслучайно.

  1. Самым основным и базовым переводом указано слово «сын», т.е. «прямой потомок отца и матери». Очевидно, что это и самый древний смысл данного слова, восстанавливаемый до прасемитского языка. Такой смысл встречается уже в таких древних языках как аккадский и эблаитский. Тут вроде как много объяснять не надо.
  2. Очень рано этим словом стали называть также внуков (напр. сокращение от «сын сына»). О внуках Лавана в Быт.32:1 (31:55) сказано сыновья и дочери.
  3. Вообще потомков определённого начальника рода или патриарха называют сыновьями. В том числе и в древнейших языках. Посему «сыны Израилевы» не только суть 12 патриархов, но и все их потомки.
  4. Это предыдущее понятие постепенно начинает обозначать принадлежность уже не просто к семейству, но уже к целому народу: «сыны Иудины», «сыны Аммоновы», «сыны Эдома», и даже это порой идёт с неодушевлёнными понятиями: «сыны Сиона», «сыны Вавилона» (вавилоняне).
  5. Титул «бэни» — «сын мой», «сынок» обращают не только к прямому потомку, но также к ученику, к более молодому человеку. В частности Саул называет Давида титулом «сын мой», хотя между ними нет прямого родства. Также титул «бинха» — «сын твой» засвидетельствован в качестве способа смиренно сказать о себе в 4Цар.8:9.
  6. Слово «бэн» с именем отца нередко добавляется к имени для более конкретного обозначения человека подобно русскому отчеству: Иисус сын-Навин (Йеhошуа бин-Нун), Давид сын-Йессеев.
  7. Принадлежность к народу, упомянутая 4 пункте, позже расширилась для обозначения принадлежности индивида к определённой группе: «бэн Адам» и арамейский аналог «бар-энаш» в значении «сын человеческий», т.е. «человек».
  8. Предыдущий пункт вскоре стал включать также принадлежность к профессиональной группе, гильдии, классу. Аналогичное явление наблюдается в аккадском и ассирийском языках. Сюда можно отнести «сонм пророков» из 1Цар.10:5, где дословно сказано «сыны пророка», хотя эти люди не являются друг другу родственниками. Ср. «сын мудрецов» из Ис.19:11, где опять же прямое родство не подразумевается.
  9. Носители языка не остановились на пункте 8, и словом «бэн» стали даже обозначать принадлежность к группе или типу людей, объединённых общими чертами и свойствами. Сюда относятся «сын побоев» из Втор.25:2, «сын смерти» из 1Цар.20:31, «сын силы», т.е. «силач» в 1Цар.14:52.
  10. Продолжением пункта 9 стало метафорическое обозначение вещей, которые просто смысловые связи имеют с другими вещами. Так поэтически в Иов.41:20 стрела для лука названа «бэн-кэшэт» (בֶּן־קֶשֶׁת), т.е. «сын лука», а искры обозначены термином «сыновья пламени» в Иов 5:7 (בְּנֵי רֶשֶׁף).
  11. После всего перечисленного неудивительно, что потомство животных тоже нередко обозначается этим словом «бэн». Напр. «бэн-бакар» — это «телёнок», а «бнэй-цон» — «ягнята». Выражением «бэн порат» обозначена «ветвь плодоносящего дерева» в Быт.49:22.
  12. Но и этого ещё мало. С помощью слова «бэн» традиционно обозначается возраст библейских персонажей. В Быт.17:21 ребёнок восьми дней от роду называется «бэн-шмонат йамим», а из Быт.5:32 мы узнаём, что (дословно) «Ной был сыном пяти сотен лет», когда родил Сима, Хама и Иафета.

Вот насколько богато и многогранно слово «сын» в древнееврейском языке. Это одна из причин, почему я постоянно напоминаю людям, что надо хорошо знать исторический, лингвистический и культурный контекст, прежде чем браться за толкование Библии, особенно за «новые откровения». И так уже люди столько «понаоткровенничали» за прошедшие тысячелетия, что не разберёшься в многочисленных сектах и деноминациях.

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URL

Leave a comment

Powered by WordPress